lenarudenko

35 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категория:

Смерть великих полководцев древности


"Смерть Цезаря" на картине Винченцо Камуччини (XIX век)

Великие полководцы Древнего мира, которыми восхищались потомки и современники, их обожествляли, о них слагали хвалебные стили. У великих всегда много много врагов. Смерть таких личностей всегда связана с легендами.

Александр Македонский (356 год до н. э. — 323 год до н. э.)

Полководец, создавший империю, объединившую Палестину, Сирию и Египет. Его армия прошагала до Индии.


"Вступление Александра в Вавилон",
Шарль Лебрен (XVII век)


Расцвет военной карьеры Александра Македонского начался, после смерти отца, когда ему было 20 лет. Молодой полководец сумел подавить подчинить мятежную Грецию. В 23 года он победил персидского царя Дария III.

После побед в азиатских землях Александр обосновался в Вавилоне, который провозгласил своей столицей. Он умер молодым в возрасте 32 лет, не успев осуществить все свои планы по покорению мира.


Иллюстрация к "Роману об Александре" (XV век).
Античные герои изображены как средневековые рыцари


Официальной причиной смерти Александра Македонского называют малярию, другая версия смерти – ослабленный организм от тяжкой походной жизни, злоупотребления алкоголем и прочили «излишествами нехорошими». Третья, самая популярная версия – Александр Македонский был отравлен.

Хронисты Элиан и Птлутарх рассказывают о пристрастиях Александра к выпивке «проспал день после застолья», или спал еще и весь «следующий день».

Современник полководца Аристобул опровергает слухи об алкоголизме Александра: «Он так затягивал свои пиры не ради вина как, но из расположения к товарищам».


Александр Македонский на римской мозаике

Историк Плутарх описывает смерть Александра после пира:
«Там он пил весь следующий день, а к концу дня его стало лихорадить. Некоторые писатели утверждают, буд­то Александр осушил кубок Геракла и внезапно ощутил острую боль в спине, как от удара копьем, — все это они считают нужным измыслить, чтобы придать великой драме окончание трагическое и трогательное.

Аристобул же сообщает, что жестоко страдая от лихорадки, Александр почувствовал сильную жажду и выпил много вина, после чего впал в горячечный бред и на тридцатый день месяца десия умер».
Плутарх считает слухи об отравлении Александра Македонского домыслами современников.

Последние дни царя описал придворный летописей Эвмен, его записки называют «Царский ежедневник». Интересно проследить как проходили последние дни полководца. Судя по описаниям, Македонский пьянствовал сутками.

30 мая: «Пил и веселился у Медия. Удалившись, выкупался и поспал».

31 мая: «Вновь обедал у Медия и пил до глубокой ночи. Уйдя с попойки, выкупался и там же в бане, поскольку уже начался жар, немного поел и поспал».


Смерть Александра Македонского в представлении средневековых художников

1 июня: «Принесенный на ложе к алтарям, принес там обычные ежедневные жертвоприношения, а когда приношения богам были сделаны, спал до сумерек в мужской комнате. Играл в кости с Медием. Уже поздно выкупался. Принес жертвоприношения богам и пообедал. Ночью жар усилился».

2 июня: «Выкупавшись вновь, совершил обычные жертвоприношения, после чего, лежа в бане, долго слушал рассказы Неарха и его штабных офицеров об их экспедиции и об Индийском океане».

3 июня: «Даны инструкции офицерам в отношении движения армии и плавания флота („одни должны быть готовы выступать на следующий день; другие взойдут на корабли вместе с ним днем позже“). Затем велел отнести себя к реке и, поднятый на борт одного из судов, пересек на нем Евфрат, пристав возле парка, где снова выкупался и отдыхал».



"Александр Македонский в подводной лодке", средневековые фантазии

4 июня: «Ванна и обычные жертвоприношения, как и накануне. Затем пошел и лег в своей спальне. Беседовал с Медием. Приказал командирам явиться к нему назавтра с самого утра. После этого легкий обед. Велел отнести себя в свою комнату, однако жар усилился и продолжался всю ночь».

5 июня: «Выкупался и принес жертвоприношения. Очень сильный жар. Перенесенный к большому бассейну, оставался у воды. Беседовал с полководцами о вакансиях и велел им назначать только проверенных людей. Затем дал Неарху и его штабу инструкции, касающиеся деталей плавания. Отправление перенесено на послезавтра».

6 июня: «Снова выкупался. Все еще в сильном жару, велит себя отнести к алтарям. Жар больше не дает ни минуты отдыха. Даже в таком состоянии созывает морских офицеров и велит, чтобы все у них было готово к отплытию. Приказал полководцам (сухопутных сил) оставаться во дворце, а тысяцким и пятисотским ждать у его дверей. Уже совсем слабого, царя переносят из павильона в парке во дворец (на другом берегу Евфрата)».


Александр в молодости

7 июня: «Немного подремал, однако жар не спал. Когда вошли полководцы, узнал их, однако ничего не сказал, поскольку у него пропал голос. Всю ночь сильнейший жар».

8 июня: «Жар продолжается. Решив, что он умер, македоняне с криками явились к дверям дворца. Угрозами они принудили царских товарищей-гетайров их впустить. Двери отворили. Все они, идя в одних хитонах по одному, прошли перед ложем. Он молча приветствовал каждого, ценой больших усилий поднимая голову и подавая им знак глазами. Пифон, Аттал и Демофонт попеременно спят в храме Сераписа, ожидая от божественного оракула ответа на вопрос, не лучше ли перенести царя в святилище бога, чтобы он там поправился. Тот же жар продолжается всю ночь».


"Доверие Александра к врачу Филиппу"
Г. Семирадский (XIX век)


9 июня: «Без перемен (царь в коме). Новое обращение к богу (отцу Александра): Клеомен, Менид и Селевк попеременно спят и вопрошают в храме Осерхапи (в греч. тексте: Сераписа)».

10 июня (28-го или 30-го, по старому стилю, македонского месяца десия): «Бог дал ответ, который состоял в том, чтобы не переносить Александра в храм: „Ему будет лучше оставаться там, где он теперь“. Гетайры возвещают этот ответ (солдатам). Немного позднее, к вечеру, царь умер».

Симптомы, указанные в «Царском ежедневнике» трактуются как приступ малярии (malaria tropica). Такой диагноз был поставлен в XIX веке врачом Э. Литтре.
Другая причина смерти, связанная с ослабленным организмом, тоже вполне вероятна. Александр Македонский был ранен в боях восемь раз. Последствия тяжелых ранений при отсутствии качественной медицины могли проявиться в любой момент.



Версия об отравлении, по утверждению Плутарха, появилась спустя несколько лет после смерти Александра Македонского.

«Ни у кого тогда не возникло подозрения, что Александра отравили, но, как рассказывают, спустя пять лет Олимпиада [мать Александра] поверила доносу и многих казнила». Останки уже умерших придворных, которые заподозрили в соучастии, были выброшены из могил.


Отравление Александра Македонского на пиру в представлении средневековых художников

«Ядом, как передают, послужила ледяная вода, которая по каплям, как роса, стекает с какой-то скалы близ Нонакриды; ее собирают и сливают в ослиное копыто. Ни в чем другом хранить эту жидкость нельзя, так как, будучи очень холодной и едкой, она разрушает любой сосуд».
Плутарх опровергает версию об отравлении: «на теле Александра, в течение многих дней, пока военачальники ссорились между собой, пролежавшим без всякого присмотра в жарком и душном месте, не появилось никаких признаков, которые свидетельствовали бы об отравлении; все это время труп оставался чистым и свежим».


Похороны Александра Македонского

Предполагают, что последними словами Александра были:
«Борьба за царство обеспечит мне великие погребальные игры…», «Вижу, похороны у меня будут блестящие», «Отдайте мой трон лучшему».

Руф Квинт Курций в «Истории Александра Великого Македонского» описывает переживания его приближенных, которые оставались рядом с полководцем в его последние часы.
«…Видя, как у всех полились слезы, можно было подумать что войско взирает уже не на самого царя, а на его похороны. Но сильнее всего была печаль стоявших вокруг его ложа.
Взглянув на них, царь сказал: «Найдете ли вы, когда меня не станет, царя, достойного таких мужей?» Совершенно для всех невероятным покажется, что в той позе, какую он принял, когда решил созвать солдат, он оставался, пока все войско ним не попрощалось; отпустив солдат, точно выполнив долг своей жизни, он поник в полном изнеможении.


Александр в представлении художника Рембрандта

Позвав друзей поближе, — у него начал уже слабеть голос — он передал снятый с руки перстень Пердикке и распорядился, чтобы тело его было отвезено в храм Аммона. Когда его спросили, кому он оставляет царство, он ответил: тому, Тсто окажется наилучшим; впрочем, он предвидит, что для этого состязания готовятся в честь его большие похоронные игры. Тогда Пердикка в свою очередь спросил его, когда он хочет, чтобы ему присудили божеские почести; он ответил: «Когда вы сами будете счастливы». Это были его последние слова: скоро после этого он скончался».

Народ оплакивал своего царя, в этой скорби присутствовала не только горечь утраты, но и беспокойство за свою судьбу:

«Сначала весь царский дворец огласился плачем, жалобами и причитаниями, а потом все словно застыло в каком-то оцепенении: печаль привела к размышлениям о будущем. Знатные юноши, обычные его телохранители, не могли снести всей глубины своего горя и оставаться в пределах дворца: они бродили как безумные по всему городу и наполняли его своим горем и печалью, не прекращая жалоб, какие горе подсказывает в подобном случае. Итак, македонцы, стоявшие вне дворца, смешались с варварами, и в общем горе нельзя было отличить победителей от побежденных. Получилось как бы соревнование в печали: персы оплакивали справедливейшего и милостивейшего господина, македонцы — наилучшего и храбрейшего царя...

Проведя много времени в жалобах и оплакиваний царя, они потом начали жалеть самих себя».


"Великодушие Александра Македонского" или "Александр и семья персидского царя Дария".
Шарль Лебрен (XVII век)


Приближенные полководца, занятые разделением наследства, вспомнили о погребении своего царя только спустя несколько дней.

«Шел уже седьмой день, как тело царя лежало на катафалке, а мысли всех были отвлечены от ритуальных забот разрешением вопросов об устройстве государства…

…Когда друзья смогли наконец отдаться заботам о бездыханном теле и вошли в зал, не заметили на теле никаких признаков тления, ни даже бледности смерти: с лица его не сошла и та живость, которая поддерживается дыханием. Так что египтяне и халдеи, которым было приказано приготовить тело по их обычаю, сначала не решались тронуть его руками, думая, что оно дышит; затем, помолившись, чтобы им, смертным, было позволено прикоснуться к божеству, они очистили тело, наполнили благовониями и положили на золотое ложе, украсив голову знаками его сана...
…Тело Александра было наконец перевезено Птолемеем, которому достался Египет, в Мемфис, а оттуда через несколько лет в Александрию. Имени и памяти его там создаются всяческие почести».


Статуя Александра Македонского

Руф Квинт Курций также излагает версию отравления Александра Македонского:
«Многие думают, что он был умерщвлен ядом, который дал ему по приказанию отца сын Антипатра, по имени Иолла, бывший среди слуг царя.

Сила яда, добываемого в Македонии, такова, что он разрывает даже подковы, но копыто животного его выдерживает. Источник, из которого добывают этот яд, называют Стиксом; его привез Кассандр и передал брату Иолле, а этот влил его в питье царя…»


Средневековое представление событий


Ганнибал (247 год до н.э. —183 год до н. э.)

Главнокомандующий войсками Карфагента, ставший противником Римской империи. Расквитаться с ненавистными римлянами будущий военачальник мечтал с детства. Войско под предводительством Ганнибала нанесло Риму несколько поражений, когда полководцу было 29 лет.


Портрет Ганнибала

Однако удача не долго способствовала полководцу. В 203 году до н.э. армия Ганнибала потерпела поражение от римского войска под предводительством полководца Сципиона. Карфагену пришлось заключить мирный договор с Римом, бывший герой Ганнибал был отстранен от военного дела. В 196 до н.э. Ганнибал отправился в изгнание по обвинению в антиримских настроениях.

В римской истории создан отрицательный, зловещий образ полководца Карфагена, который сочетает в себе многие пороки.

Римский историк Тит Ливий так описывал Ганнибала:
«Никогда ещё душа одного и того же человека не была так равномерно приспособлена к обеим, столь разнородным, обязанностям — повелеванию и повиновению; трудно было поэтому различить, кто им более дорожил, главнокомандующий ли, или войско. Никого Гасдрубал не назначал охотнее начальником отряда, которому поручалось дело, требующее отваги и стойкости; но и воины ни под чьим начальством не были более уверенны и более храбры.


Ганнибал и его слоны в представлении художника

Насколько он был смел, бросаясь в опасность, настолько же был он осмотрителен в самой опасности. Не было такого труда, при котором он уставал бы телом или падал духом. И зной и холод он переносил с равным терпением; ел и пил столько, сколько требовала природа, а не для удовольствия; распределяя время для бодрствования и сна, не обращая внимания на день и ночь, — он уделял покою те часы, которые у него оставались свободными от работы; притом он не пользовался мягкой постелью и не требовал тишины, чтобы легче заснуть; часто видели его, как он, завернувшись в военный плащ, спал среди воинов, стоявших на карауле или в пикете.

Одеждой он ничуть не отличался от ровесников; только по вооружению да по коню его можно было узнать. Как в коннице, так и в пехоте он далеко оставил за собой всех прочих: первым устремлялся в бой, последним после сражения оставлял поле. Но в одинаковой мере с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности, его вероломство превосходило даже пресловутое „пуническое“ вероломство. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святыни».


Переход Ганнибала через Альпы,
Лёйтеманн Генрих (XIX век)


Римские хронисты обвиняли Ганнибала в жестокости, вероломстве и разврате. Ганнибал «предается роскоши и любви», а в Апулии «есть город под названием Сальпия, известный, потому что там у Ганнибала была совершенно особенная проститутка».

Также рассказывали, что во время похода через Альпы Ганнибал был согласен «есть умерших», хотя эта версия подтверждений не получила.

Постаревший изгнанник-полководец нашел пристанище в провинции Вифиния у царя Прусия, которого считал своим товарищем.

В 183 году до н.э. к изгнаннику Ганнибалу были отправлены римские посланники, чтобы доставить его в Рим как пленника. Этого позора 64-летний полководец вынести не смог. Ганнибал предпочел смерть бесчестью. По одной версии, он принял яд, который носил в перстне. По другой версии – выпил чашу с ядом.


Смерть Ганнибала

Последний час Ганнибала описывает Тит Ливий:
«Когда сообщили, что царские воины уже ворвались в переднюю, Ганнибал пытался бежать отдаленнейшим черным ходом, через который можно было выйти незаметней всего, но видя, что и там перекрыли дорогу бегущие к нему воины, и что расставленные караулы отрезали все пути к бегству, он потребовал давно заготовленный на такой случай яд.

«Избавим, — сказал он, — римский народ от многолетней тревоги, если ждать смерти старика им кажется слишком долгим. Не принесет Фламинину большой славы победа над безоружным врагом, ставшим жертвой предательства. Зато хотя бы сегодняшний день ясно покажет, насколько изменились римские нравы. Предки нынешних римлян предупредили царя Пирра, вооруженного неприятеля, вторгшегося с войском в Италию, чтобы тот поостерегся отравы. А эти отправляют послом бывшего консула, чтобы посоветовать Прусию кощунственно убить своего гостя».

Умирая, Ганнибал проклял предателя - царя Прусия, который согласился отдать его римлянам.
«Изрыгая проклятия на царство и на голову Прусия, и взы­вая к богам гостеприимства, как к свидетелям этого святотатства, он выпил чашу с отравой. Таков был конец Ганнибаловой жизни».



Смерть Ганнибала также описана в сочинениях Плутарха. Историк обвиняет в смерти Ганнибала вероломного Тита Квинкция, который вызвался привести полководца в Рим.

«…Ганнибал снова бежал и после долгих странствий нашел, наконец, пристанище в Вифинии, при дворе царя Прусия, и в Риме все об этом знали, но никто не обращал внимания на бывшего врага - бессильного, старого и оставленного счастьем. Однако Тит, посланный сенатом к Прусию по каким-то делам, увидел Ганнибала и разгневался, что этот человек все еще жив, и хотя Прусий неоднократно и горячо просил за изгнанника, нашедшего у него убежище, и своего друга, Тит не уступил. Говорят, что существовало древнее пророчество о кончине Ганнибала: Ливийский край сокроет Ганнибала прах.

Сам Ганнибал считал, что здесь говорится о Ливии и о могиле в Карфагене, и верил, что там ему суждено умереть; но в Вифинии, недалеко от моря, есть место, подле которого расположено большое селение, называемое Ливиссой. Там и жил Ганнибал. Он никогда не доверял слабовольному Прусию и опасался римлян, а потому устроил семь подземных ходов, которые из его комнаты расходились под землей в разных направлениях и кончались тайными выходами вдали от дома. И вот, услышав о требовании Тита, он попробовал спастись, воспользовавшись подземным ходом, но повстречал царскую стражу и решил покончить с собой.


Битва при Заме,
Гравюра XVI век


Рассказывают, что, обернув плащ вокруг шеи, он велел рабу упереться коленом ему в ягодицы и, откинувшись назад как можно дальше, тянуть, пока он не задохнется. Другие же говорят, что Ганнибал выпил бычьей крови в подражание Фемистоклу и Мидасу, но Ливий сообщает, что у него был яд, который он приказал растворить, и взял чашу со словами:

"Снимем, наконец, тяжелую заботу с плеч римлян, которые считают слишком долгим и трудным дождаться смерти ненавистного им старика". Однако эта победа Тита ни у кого не возбудит зависти, она недостойна его предков, которые, воюя с Пирром и терпя поражение, тайно предупредили царя, что его собираются отравить.


Встреча Ганнибала и Сципиона перед битвой.
В представлении художника XIX века


Таковы сведения о смерти Ганнибала. Когда это известие дошло до сената, многим из сенаторов поступок Тита показался отвратительным, бессмысленным и жестоким: он убил Ганнибала, которого оставили жить, подобно птице, слишком старой, уже бесхвостой, лишившейся диких повадок и неспособной больше летать, убил без всякой необходимости, лишь из тщеславного желания, чтобы его имя было связано с гибелью карфагенского вождя».


Сципион Африканский (235 год до н. э. - 183 год до н. э.)

Полководец Сципион – боевой противник Ганнибала ушел из жизни в тот же год – в 183 до н.э. «как будто судьба пожелала соединить кончины двух величайших мужей».

Талантливый полководец Сципион захватил Карфаген, когда ему было 24 года.


Портрет Сципиона.
Историки описывают его с длинными кудрями.

Как противоположность отрицательному герою Ганнибалу его противник Сципион рисуется римскими историками как положительный персонаж.

«…величавость была у Сципиона прирожденной, отпущенные волосы ему шли; щегольства в нем не было — облик его был обликом мужа и воина. Он был в расцвете сил; перенесенная болезнь словно обновила его и вернула ему юность во всей ее полно­те и блеске» - пишет Тит Ливий.

Современники слагали легенды о его божественном происхождении. По легенде, мать Сципиона долго не могла забеременеть. Однажды в ее постели нашли огромного змея, а потом через 9 месяцев родился будущий полководец. Змей также заполз в колыбельку к младенцу, но не причинил ему вреда.

Сципион любил рассказывать, что видит вещие сны и обладает даром провидца. Истории о грядущих победах он рассказывал своим войнам, чтобы поднять боевой дух.


"Сон Рыцаря" работы Рафаэля.
Молодому Сципиону приснились две девы: Одна олицетворяет тяжкий путь к славе, другая - беззаботность.


В истории Сципион изображается как мудрый и великодушный герой.

После захвата Нового Карфагена привели к полководцу красивую девушку-пленницу. Великодушный Сципион, когда узнал, что у девушки есть жених, отпустил ее.

«Солдаты привели к Сципиону пленницу: зрелую девушку такой редкой красоты, что, куда бы она ни шла, все на неё оборачивались. Сципион расспросил о её родине и родителях и, между прочим, узнал, что она просватана за кельтиберского знатного юношу Аллуция.

Он тут же пригласил и её родителей и жениха и, узнав, что юноша без ума влюблен в свою невесту, обратился не к родителям, а к нему с речью, тщательно обдуманной: «Я говорю с тобой, как юноша с юношей, — не будем стесняться друг друга. Когда наши солдаты привели ко мне твою взятую в плен невесту и я узнал, что она тебе по сердцу — этому поверишь, взглянув на неё, — то, не будь я поглощен делами государства и можно бы мне было насладиться радостями юной, брачной и законной любви и дать себе волю, я пожелал бы твою невесту со всем пылом влюбленного, — но сейчас я, насколько могу, только покровительствую твоей любви.


"Великодушие Сципиона",
Никола Пуссен (XVII век)

С невестой твоей обращались у меня так же почтительно, как обращались бы в доме её родителей или у твоего тестя. Я соблюдал её для тебя, чтобы нетронутой вручить её тебе как дар, достойный меня и тебя. И за этот подарок я выговариваю себе только одно: будь другом римскому народу. Если ты считаешь меня хорошим человеком, — эти народы еще раньше признали такими моего отца и дядю, — то знай, в римском государстве много похожих на меня, и нет сегодня на земле ни одного народа, которого ты бы меньше хотел иметь врагом и дружбы которого больше желал бы себе и своим» - описывает Тит Ливий.

Эта история описана разными летописцами, которые отмечают, что благородство Сципиона связано его политической мудростью. Женихом девушки был военачальник Аллуций, который в благодарность за великодушия победителя присоединился к армии Сципиона. Вместе с Аллиуцием последовало 1400 войнов.


"Великодушие Сципиона",
Николя-Ги Брене (XVIII век)


Победитель Ганнибала не сумел противостоять интригам римской политики, последние годы жизни Сципион провел в изгнании в своем имении в Литерне. Он скончался в возрасте 52 лет вдали от столичной суеты. Причина смерти полководца точно не установлена.

Полководец завещал не хоронить его в Риме, которому не простил предательства. Надпись на надгробии Сципиона гласит «Неблагодарное отечество, да оставит тебя и прах мой».



Гай Юлий Цезарь (100 до н.э. – 44 до н.э.)

Знаменитый римский полководец, расширивший границы империи от Атлантического океана до Рейна. Его имя обожествляли еще при жизни.


Гай Юлий Цезарь

Цезарь был убит в 44 году до н.э. группой заговорщиков, одним из лидеров которой стал Марк Юний Брут, который приходился Цезарю приемным сыном. Плутарх предполагает, что Брут вполне мог быть родным сыном Цезаря.

«Известно, что в молодые годы он [Цезарь] находился в связи с Сервилией, которая была без памяти в него влюблена, и Брут родился в самый разгар этой любви, а стало быть, Цезарь мог считать его своим сыном».

«Но больше всех остальных любил он [Цезарь] мать Брута, Сервилию: еще в свое первое консульство он купил для нее жемчужину, стоившую шесть миллионов, а в гражданскую войну, не считая других подарков, он продал ей с аукциона богатейшие поместья за бесценок. Когда многие дивились этой дешевизне, Цицерон остроумно заметил: «Чем плоха сделка, коли третья часть остается за продавцом?» - писал историк Светоний.


Марк Юний Брут (возможно, родной сын Цезаря)

Сервилия, которая по происхождению была из богатого плебейского рода, стала любимой фавориткой Цезаря.

По свидетельству летописцев, накануне гибели Цезарь получил предзнаменование. Его молодой жене Кальпурнии приснился кошмарный сон.

Как описывает Плутарх:
«За день до этого во время обеда, устроенного для него Марком Лепидом, Цезарь, как обычно, лежа за столом, подписывал какие-то письма. Речь зашла о том, какой род смерти самый лучший. Цезарь раньше всех вскричал: «Неожиданный!» После этого, когда Цезарь покоился на ложе рядом со своей женой, все двери и окна в его спальне разом растворились. Разбуженный шумом и ярким светом луны, Цезарь увидел, что Кальпурния рыдает во сне, издавая неясные, нечленораздельные звуки. Ей привиделось, что она держит в объятиях убитого мужа…

…С наступлением дня она стала просить Цезаря, если возможно, не выходить и отложить заседание сената».

Пророческий сон Кальпурнии упоминается в нескольких хрониках разных авторов:
«…её дом рушился, а Цезарь, раненый несколькими мужчинами, скрывался от них в её лоне» (Дион Кассий, «Римская история», XLIV, 17)

«…фронтон её дома обвалился, а её муж был заколот у неё на руках» (Светоний, «Жизнь 12 Цезарей», «Божественный Юлий», 81)

«…её муж плыл по реке в крови» (Аппиан, «Гражданские войны», II, 125)

«…она держала своего мужа на руках и оплакивала его» (Плиний, «Цезарь», XIV)


Иллюстрация к пьесе Шекспира

Разумная Кальпурния ранее не страдала суевериями, и ее слова напугали Цезаря. Обеспокоенный полководец созвал магов и гадателей, которые подтвердили опасения. Испугавшись, Цезарь собрался отменить заседание, но побоялся насмешек и решился отправиться в Сенат.

Отправиться в сенат Цезаря уговорил другой Брут (Децим Брут), тоже участник заговора: «боясь, как бы о заговоре не стало известно, если Цезарь отменит на этот день заседание сената, начал высмеивать гадателей, говоря, что Цезарь навлечет на себя обвинения и упреки в недоброжелательстве со стороны сенаторов, так как создается впечатление, что он издевается над сенатом» - пишет Плутарх.


Убийство Цезаря в представлении средневековых художников

На заседании сената Цезаря ждала гибель, хотя у императора был один шанс спастись.

Один из заговорщиков испугался разоблачений и решился донести о заговоре Цезарю, он протянул ему свитки и «придвинулся к нему вплотную и сказал: "Прочитай это, Цезарь, сам, не показывая другим, - и немедленно! Здесь написано об очень важном для тебя деле". Цезарь взял в руки свиток, однако прочесть его ему помешало множество просителей, хотя он и пытался много раз это сделать. Так он и вошел в сенат, держа в руках только этот свиток. Некоторые, впрочем, сообщают, что кто-то другой передал этот свиток Цезарю…»


Убийство Цезаря в сенате. Один из раскаявшихся заговорщиков протягивает ему свиток с предупреждением о заговоре, но Цезарь не успел его прочесть.
Карл Теодор фон Пилоти (XIX век)


Место убийства оказалось символическим, зал заседания находился в здании, построенным Помпеем – политическим противником Цезаря, который бежал в Египет, где был убит.

«…это было одно из прекрасно украшенных зданий, построенных Помпеем, рядом с его театром; здесь находилось изображение Помпея. Перед убийством Кассий [один из заговорщиков], говорят, посмотрел на статую Помпея и молча призвал его в помощники, несмотря на то, что не был чужд эпикурейской философии; однако приближение минуты, когда должно было произойти ужасное деяние, по-видимому, привело его в какое-то исступление, заставившее забыть все прежние мысли».


Портрет Цезаря

Итак, последние минуты жизни Цезаря подробно описывает Плутарх:

«При входе Цезаря сенат поднялся с мест в знак уважения. Заговорщики же, возглавляемые Брутом, разделились на две части: одни стали позади кресла Цезаря, другие вышли навстречу, чтобы вместе с Туллием Кимвром просить за его изгнанного брата; с этими просьбами заговорщики провожали Цезаря до самого кресла.

Цезарь, сев в кресло, отклонил их просьбы, а когда заговорщики приступили к нему с просьбами, еще более настойчивыми, выразил каждому их них свое неудовольствие. Тут Туллий схватил обеими руками тогу Цезаря и начал стаскивать ее с шеи, что было знаком к нападению. Каска первым нанес удар мечом в затылок; рана эта, однако, была неглубока и несмертельна: Каска, по-видимому, вначале был смущен дерзновенностью своего ужасного поступка.


Смерть Юлия Цезаря

Цезарь, повернувшись, схватил и задержал меч. Почти одновременно оба закричали: раненый Цезарь по-латыни - "Негодяй, Каска, что ты делаешь?", а Каска по-гречески, обращаясь к брату, - "Брат, помоги!" Непосвященные в заговор сенаторы, пораженные страхом, не смели ни бежать, ни защищать Цезаря, ни даже кричать.

Все заговорщики, готовые к убийству, с обнаженными мечами окружили Цезаря: куда бы он ни обращал взор, он, подобно дикому зверю, окруженному ловцами, встречал удары мечей, направленные ему в лицо и в глаза, так как было условлено, что все заговорщики примут участие в убийстве и как бы вкусят жертвенной крови. Поэтому и Брут нанес Цезарю удар в пах. Некоторые писатели рассказывают, что, отбиваясь от заговорщиков, Цезарь метался и кричал, но, увидев Брута с обнаженным мечом, накинул на голову тогу и подставил себя под удары. Либо сами убийцы оттолкнули тело Цезаря к цоколю, на котором стояла статуя Помпея, либо оно там оказалось случайно. Цоколь был сильно забрызган кровью.

Можно было подумать, что сам Помпей явился для отмщенья своему противнику, распростертому у его ног, покрытому ранами и еще содрогавшемуся. Цезарь, как сообщают, получил двадцать три раны. Многие заговорщики переранили друг друга, направляя столько ударов в одно тело».


Смерть Цезаря,
Жан Леон Жером (XIX)


Заговорщики нанесли Цезарю 23 ранения, из которых только две раны оказались смертельны. Убитому императору было 56 лет.

Умирая, гордый император заботился мыслью «умереть красиво» согласно своему статусу. «Когда же он увидел, что со всех сторон на него направлены обнаженные кинжалы, он накинул на голову тогу и левой рукой распустил ее складки ниже колен, чтобы пристойнее упасть укрытым до пят; и так он был поражен двадцатью тремя ударами, только при первом испустив не крик даже, а стон» — пишет Свтоний.


Явление Бруту призрака Цезаря.
Иллюстрация к пьесе Шекспира.


Фраза «И ты, Брут?» звучит в пьесе Шекспира.
По версии Светония фраза звучала иначе: «бросившемуся на него Марку Бруту он сказал: «И ты, дитя мое!»

Все разбежались; бездыханный, он остался лежать, пока трое рабов, взвалив его на носилки, со свисающей рукою, не отнесли его домой. И среди стольких ран только одна, по мнению врача Антистия, оказалась смертельной — вторая, нанесенная в грудь.

Тело убитого заговорщики собирались бросить в Тибр, имущество конфисковать, законы отменить, но не решились на это из страха перед консулом Марком Антонием и начальником конницы Лепидом» - пишет Светоний.


Переход Цезаря через Рубикон в представлении средневекового художника

Брут рассчитывал на власть Цезаря, но после убийство «что-то пошло не так», началась паника и среди аристократии, и среди плебеев. Паника переросла в возмущение и уличные беспорядки.

«После убийства Цезаря Брут выступил вперед, как бы желая что-то сказать о том, что было совершено; но сенаторы, не выдержав, бросились бежать, распространив в народе смятение и непреодолимый страх. Одни закрывали дома, другие оставляли без присмотра свои меняльные лавки и торговые помещения; многие бегом направлялись к месту убийства, чтобы взглянуть на случившееся, многие бежали уже оттуда, насмотревшись».

Поначалу все двигалось по плану, победитель выступал с речью, а «народ безмолствовал».
"На следующий день заговорщики во главе с Брутом вышли на форум и произнесли речи к народу. Народ слушал ораторов, не выражая ни неудовольствия, ни одобрения, и полным безмолвием показывал, что жалеет Цезаря, но чтит Брута".



Однако мертвый Цезарь оказался опаснее живого. Император все предусмотрел при жизни, он завещал каждому римскому гражданину ценный подарок. Эта новость вызвала бурные эмоции горожан, которые решили показать злодеев, убивших доброго императора.

Когда тело Цезаря несли через город, люди сами решили провести погребальный обряд сожжения. Горожане несли в костер мебель из соседних домов, женщины кидали в огонь свои украшения и верхнюю одежду.

«После вскрытия завещания Цезаря обнаружилось, что он оставил каждому римлянину значительный подарок. Видя, как его труп, обезображенный ударами, несут через форум, толпы народа не сохранили спокойствия и порядка; они нагромоздили вокруг трупа скамейки, решетки и столы менял с форума, подожгли все это и таким образом предали труп сожжению».

Воздав последние почести императору, горожане решили покарать убийц.

«Затем одни, схватив горящие головни, бросились поджигать дома убийц Цезаря; другие побежали по всему городу в поисках заговорщиков, стараясь схватить их, чтобы разорвать на месте. Однако никого из заговорщиков найти не удалось, все надежно укрылись в домах».



«Брут, Кассий и остальные заговорщики, страшно напуганные этим происшествием, через несколько дней уехали из города».

Заговорщикам пришлось срочно покинуть Рим. Злодеяние не помогло Бруту, своим наследником Цезарь избрал своего внучатого племянника Октавия, которого поначалу никто не воспринимал всерьез.

Цезарь не ошибся, император Октавиан сохранил и увеличил богатства Рима.

_______________
Все тексты в блоге моего авторства (цитаты историков взяты в кавычки), при копировании заметки, прошу давать ссылку на мой блог lenarudenko.lj.ru



Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт

Автор записи увидит Ваш IP адрес