Кот Ученый (lenarudenko) wrote,
Кот Ученый
lenarudenko

Женщина с головой врага


«Юдифь и Олоферн» работы Караваджо. Для его картин характерна контрастная игра света и тени. Для изображения анатомического реализма художник наблюдал за городскими казнями (барокко, XVII век).

История библейской героини Юдифь (Йехуди́т, Иудифь) очень популярна в искусстве эпохи ренессанса и барокко. Героиня изображалась в богатых современных нарядах времен художников.

Как гласит предание, Юдифь была молодой вдовой, которая спасла свой город от вавилонской армии. В VI веке до н.э. войска царя Новуходоносора вторглись в иудейские земли и осадили город Ветилуя.

Молодая смелая вдова Юдифь отправилась во вражеский лагерь. Назвавшись пророчицей, она пообещала полководцу Олоферну помочь одержать победу при помощи своих предсказаний. Оставшись во вражеском стане, Юдифь искала удобного случая убить врага.


Юдифь работы Джорджоне, XV-XVI век

История шпионки древнего мира описана в библейской "Книге Иудифь", которая по утверждению Св. Иеронима написана самой героиней, что вполне возможно.

Юдифь была знатной образованной дамой своего времени: «Муж ее Манассия оставил ей золото и серебро, слуг и служанок, скот и поля, чем она и владела. И никто не укорял ее злым словом, потому что она была очень богобоязненна».


Сандро Боттичелли, создатель образов утонченных красавиц ренессанса, тоже изобразил Юдифь

Вдова Юдифь, которая «была красива видом и весьма привлекательна взором» привлекла внимание военачальника Олоферна не только как пророчица: «Он сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить ее с того самого дня, как увидел ее».


Неизвестный художник ренессанса

Для того, чтобы произвести впечатление на полководца скромная благочестивая вдова тщательно подготовилась:

«Здесь она сняла с себя вретище, которое надевала, сняла и одежды вдовства своего, омыла тело водою и намастилась драгоценным миром, причесала волосы и надела на голову повязку, оделась в одежды веселия своего, в которые она наряжалась во дни жизни мужа своего Манассии; обула ноги свои в сандалии, и возложила на себя цепочки, запястья, кольца, серьги и все свои наряды, и разукрасила себя, чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят ее».


Кристофано Аллори, XVI век

Юдифь сопровождала верная служанка, управительница ее имущества: «И дала служанке своей мех вина и сосуд масла, наполнила мешок мукою и сушеными плодами и чистыми хлебами и, обвернув все эти припасы свои, возложила их на нее».


Картина Артемизии Джентилески, ученицы Караваждо.

Конечно, привлекательная гостья очаровала усталых воинов «Во всем стане произошло движение, потому что весть о приходе ее разнеслась по шатрам: сбежавшиеся окружили ее, так как она стояла вне шатра Олоферна, пока не возвестили ему о ней; и дивились красоте ее».


Юдифь со служанкой. Артемизия Джентилески

Полководцу сразу же доложили о гостье. Олоферн встретил Юдифь согласно древнему придворному этикету. «Когда ему доложили о ней, он вышел в переднее отделение шатра, и перед ним несли серебряные лампады. Когда Иудифь представилась ему и служителям его, все удивились красоте лица ее. Она, пав на лице, поклонилась ему, и служители его подняли ее».


Лукас Кранах младший, XVI век

Во вражеском лагере Юдифь провела три дня, регулярно выходя на молитву:
«И пробыла она в лагере три дня, а по ночам выходила в долину Ветилуи, омывалась при источнике воды у лагеря. И, выходя, молилась Господу, Богу Израилеву, чтоб Он направил путь ее к избавлению сынов Его народа. По возвращении она пребывала в шатре чистою, а к вечеру приносили ей пищу».


Fede Galizia, XVII век

Хитроумная Юдифь неспроста убедила врага, что каждый день выходит из лагеря для молитвы.
Спустя три дня удобный момент умертвить Олоферна наступил.


Элизабетта Сирани, XVIII век

Полководец решил устроить богатый пир, на который позвал гостью. «Ступай и убеди Еврейскую женщину, которая у тебя, прийти к нам и есть и пить с нами: 12 стыдно нам оставить такую жену, не побеседовав с нею; она осмеет нас, если мы не пригласим ее».


Юдифь на пиру в представлении Рембрандта, XVII век. Сочная дама, полководцу не устоять

Юдифь, конечно, согласилась принять приглашение. Олоферн настаивал, чтобы гостья пила вместе с ним, Юдифь повиновалась, но «еле и пила перед ним, что приготовила служанка ее». А Олоферн вскоре опьянел, он «любовался на нее и пил вина весьма много, сколько не пил никогда, ни в один день от рождения».


Юдифь и Олофрен работы Джонима Антонио, XVIII век

Вскоре захмелевшие гости удалились и «В шатре осталась одна Иудифь с Олоферном, упавшим на ложе свое, потому что был переполнен вином. Иудифь велела служанке своей стать вне спальни ее и ожидать ее выхода».


Питер Пауль Рубенс и его роскошная дама

Пробил долгожданный час возмездия. Юдифь горячо помолилась, а «Потом, подойдя к столбику постели, стоявшему в головах у Олоферна, она сняла с него меч его и, приблизившись к постели, схватила волосы головы его и сказала: Господи, Боже Израиля! укрепи меня в этот день.


Еще одна версия "Юдифь" от Артемизии Джентилески, с характерным стилем освещения ее учителя - Караваджо.

И изо всей силы дважды ударила по шее Олоферна и сняла с него голову и, сбросив с постели тело его, взяла со столбов занавес. Спустя немного она вышла и отдала служанке своей голову Олоферна, а эта положила ее в мешок со съестными припасами, и обе вместе вышли, по обычаю своему, на молитву». За три дня ее нахождения в лагере все привыкли к этому жизненному правилу чужестранки.


Карло Сарачени, XVI век

Героиня вернулась в родной город с головой поверженного врага.
«И сбежались все, от малого до большого, так как приход ее был для них сверх ожидания, и, отворив ворота, приняли их, и, зажегши для освещения огонь, окружили их.


Юдифь и служанка возвращаются с победой. Сандро Ботичелли

Она же сказала им громким голосом: хвалите Господа, хвалите, хвалите Господа, что Он не удалил милости Своей от дома Израилева, но в эту ночь сокрушил врагов наших моею рукою. И, вынув голову из мешка, показала ее и сказала им: вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, — и Господь поразил его рукою женщины».


Иудифь показывает голову Олоферна. Иллюстрация Гюстава Доре

Голову Олоферна повесили на крепостной стене. Обезглавленная армия вавилонян была обращена в бегство.


Сандро Ботичелли. Воины у тела убитого военачальника

Как гласит предание, Юдифь прожила до 105 лет. «Она приобрела великую славу и состарилась в доме мужа своего, прожив до ста пяти лет, и отпустила служанку свою на свободу. Она умерла в Ветилуе, и похоронили ее в пещере мужа ее Манассии».


Айгуст Ридель, волевые революционные героини живописи XIX века.

Сюжет Юдифь стал популярен в поэзии Серебряного века.

Николай Гумилев

Какой мудрейшею из мудрых пифий
Поведан будет нам нелицемерный
Рассказ об иудеянке Юдифи,
О вавилонянине Олоферне?
Ведь много дней томилась Иудея,
Опалена горячими ветрами,
Ни спорить, ни покорствовать не смея,
Пред красными, как зарево, шатрами.


Matteo Loves

Сатрап был мощен и прекрасен телом,
Был голос у него, как гул сраженья,
И все же девушкой не овладело
Томительное головокруженье.

Но, верно, в час блаженный и проклятый,
Когда, как омут, приняло их ложе,
Поднялся ассирийский бык крылатый,
Так странно с ангелом любви несхожий.

Иль может быть, в дыму кадильниц рея
И вскрикивая в грохоте тимпана,
Из мрака будущего Саломея
Кичилась головой Иоканаана.


Ян де Брай, XVII век


Анна Ахматова

В шатре опустилась полночная мгла,
Светильник задула, лампады зажгла.
Глаза Олоферна огней горячей
Пылают они от Юдифи речей.
— Сегодня, владыка, я буду твоей
Раскинься привольней, вина мне налей.

Ты мой повелитель отныне, а я
Твоя безраздельно, навеки твоя.
От ласк предвкушаемых ты захмелел…
Так что же лицо моё бело как мел?
Иль я не Юдифь, не Израиля дочь?
Умру, но сумею народу помочь.
Заснул Олоферн на кровавых коврах.
Покинь мою душу тревога и страх.


Средневековая жутковатая миниатюра


Пускай непосилен для женщины меч,
Поможет мне Бог Олоферну отсечь
Тяжелую голову, что поднимал,
Когда моим сказкам, как мальчик, внимал.
Когда говорил, что меня возлюбил,
Не знал он, что час его смертный пробил.

Рассвета проникла в шатер бирюза.
Молили главы отсеченной глаза:
— Юдифь, руку я ведь направил твою,
Меня ты попрала в неравном бою.
Прощай же, Израиля ратная дочь,
Тебе не забыть Олоферна и ночь.


Лоренцо Сабатини, XVI век


Константин Бальмонт

Пусть кимвалы поют,
Пусть тимпаны звучат,
Богу Нашему гимн,
Стройный гимн возгласят.
Пойте священные песни
В честь Вседержителя-Бога,
Он за народ Свой смиренный
Поднял десницу Свою.

С северных гор, из далекой земли,
Полчища вражьи Асура пришли,
Как саранча, не десятки, а тьмы,
Конница их заняла все холмы.


Ян Масусс


Враг грозил, что пределы мои он сожжет,
Что мечом моих юношей он истребит,
И о камень младенцев моих разобьет.
И расхитит детей,
И пленит дочерей,
Дев прекрасных пленит.
Но Господь-Вседержитель рукою жены
Низложил всех врагов Иудейской страны.

Не от юношей пал Олоферн-великан,
Не рукою своей с ним сражался титан.
Но Юдифь красотою лица своего
Погубила его.

Громче звените, кимвалы,
Пойте звучнее, тимпаны,
Господу Нашему Богу
Песнь вознесем до Небес.


Федор Шаляпин в роли Олоферна



Tags: Арт, Галантный Век, Древние люди, Эпоха Возрождения
Subscribe

Posts from This Journal “Арт” Tag

promo lenarudenko ноябрь 1, 2012 00:23 193
Buy for 10 tokens
Электронные версии моих мистико-исторических детективных романов. Незримого Начала Тень Вышел в издательстве "Вече". Надеюсь, что книга понравится, и её захочется купить на бумаге. Ссылки на Озон и Лабиринт указны в файле. Мистико-исторический детектив. Что таит дар предвидения смерти?…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments