
Тиран и Мир (фрагменты фресок "Плоды доброго и дурного правления" Амброджо Лоренцетти.
В живописи вольного итальянского города Сиена XIV века присутствует нравоучительная тематика государственного правления. Фрески Амброджо Лоренцетти «Плоды доброго правления» (Effetti del Buon Governo) и «Плоды дурного правления» (Effetti del Cattivo Governo) написаны в зале городской ратуши как в назидание городским правителям.
Мирное правление и милость к гражданам – добро, тирания и война – зло. Простые истины сюжета средневекового живописца не утратили актуальности в наши дни.

"Плоды доброго правления"
Доброе правление изображает спокойную городскую и сельскую жизнь. Ремесленники, торговцы, крестьяне заняты своим привычным трудом. В уютном городе идет строительство, приезжают знатные гости, в центре на площади танцуют нарядные модные девушки.



В небе над городом парит фигура безопасности. Она держит в руках виселицу, намекая, что преступника ждет наказание.

На коне впереди изображен знатный сиенский банкир Орландо Бонсиньори, о котором рассказано в посте "Игры средневековых банкиров"

Банкир Орландо Бонсиньори

Сельская жизнь при добром правлении
Рядом картина «Аллегория доброго правления».

В центре Образ доброго старца - мудрого правителя, над которым изображены ангелы - Вера, Надежда, Любовь.

Доброго правителя окружают: Мир, Сила, Благоразумие, Правосудие, Умеренность, и Великодушие. Слева на подушках полулежа изображена светлая фигура, олицетворяющая Мир. В правом углу связанные преступники.


Городская стража, связанные преступники и враги города. Как показатель, что мирный вольный город защищен. Горожане - спите спокойно.
В левой части картины изображена фигура небесного Правосудия в красном одеянии. Внизу в светлых одеждах земное Правосудие. Рубанок у нее на коленях означает всеобщее равенство перед законом.

В центре картины внизу - уважаемые горожане Сиены.

«Плоды дурного правления» изображают городскую разруху, грабежи, мародерство и безысходность. Фреска сохранилась не так хорошо, как "Плоды добра". Прямо мистическое совпадение.

В центре фигура тирана в образе нечистой силы с рогами и клыками. В руке Тирана бокал с ядом. Внизу картины поверженное и связанное Правосудие.


Криминал как плод дурного правления

Над Тираном парят Жадность в образе старухи с крыльями летучей мыши и денежными мешками; Гордыня – женщина в красном с ярмом; Тщеславие – дама с зеркалом.

Слева от Тирана: Жестокость, которая дает змею ребенку. Измена с ягненком-монстром, у которого хвост скорпиона. Обман с крыльями летучей мыши и жезлом в руке.

Справа от Тирана: Ярость — кентавр с головой кабана и кинжалом в лапе. Раздор, распиливающий согласие. Война с оружием в руках.


Разруха в городе

Грабежи и запустение в селах
Journal information