Кот Ученый (lenarudenko) wrote,
Кот Ученый
lenarudenko

Подвиг голого киевлянина


Художник Андрей Иванов: «Подвиг молодого киевлянина».

На этой картине изображен герой-защитник Киева, который голым убегает от врага, снимая с себя последнюю красную рубашку. В руке герой держит уздечку. Этот сюжет картины описывает эпизод осады Киева печенегами в 968 году по "Повести временных лет". Герой картины больше похож на античного Аполлона, чем на древнего славянина. Почему славянских героев художники изображали в таком виде?

Полное название картины "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году" (год создания картины 1810). Можно полюбоваться в "Русском музее" Петербурга.

В конце XVIII – начале XIX века в изобразительном искусстве вошел в моду классицизм. Художники обращались к образам античности. Герои славянской истории становились похожи на античных воинов.

История неизвестного героя картины произошла в 968 году, когда князь Святослав был в далеком походе, в Киеве оставалась его мать Ольга и дети его. Воспользовавшись отсутствием князя и его дружины, печенеги осадили Киев, дабы взять непокорный град измором.

«Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогали люди от голода и жажды» - гласит «Повесть временных лет».


Художник Андрей Иванов написал портрет жены в образе римской жрицы, согласно моде на античность

Княгиня Ольга решила послать гонца воеводе Претичу, дружина которого находилась на другой стороне Днепра. Отправиться к воеводе на другой берег вызвался молодой киевлянин, который знал язык печенегов.

Киевлянин прошел сквозь вражеский лагерь, притворяясь печенежским пастухом, который ищет свою лошадь (Поэтому у героя картины в руках уздечка).

Когда печенеги заподозрили обман, герой уже прыгнул в воду Днепра и уплыл. Они начали стрелять в него из лука, но промахнулись. На картине изображен момент, как герой подбежал к воде и готовится переплыть Днепр. За его спиной печенежский лучник, рядом раненый стрелой печенег, попавший под «огонь по своим». Киевлянин переплыл реку и позвал на помощь воеводу.

На картине символично фигура киевлянине освещена лучами солнца, войско печенегов - в темноте. Аллегория добра и зла.

«И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?". Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего, И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл, Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать, На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине» - описывает подвиг отрока «Повесть временных лет».


Андрей Иванов. Автопортрет

Претич пошел на военную хитрость, его дружина отправилась на кораблях по Днепру громко трубя в трубы. Печенеги испугались, что это вернулась дружина князя Святослава и отступили от города.

«Печенеги же решили, что пришел князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям» - как гласит летопись.

Претич припугнул печенегов, сказав, что князь Святослав скоро вернутся в Киев. Печенеги испугались и заключили мир с Киевом, в знак перемирия воевода и князь печенегов обменялись оружием. Однако печенеги продолжали грозить Киеву.

«Печенежский князь спросил: "А ты не князь ли?". Претич же ответил: „Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч».

Горожане во время перемирия успели отправить гонца к князю Святославу.


На картине Ивана Акимова (1773 года) князь Святослав изображен в образе римского полководца. «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев». Такая мода на античность и длинные названия».

«И послали киевляне к Святославу со словами: „Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?».


Иван Акимов. Автопортрет с атрибутами античности

Услышав о страданиях Киева и своей семьи, князь Святослав вернулся спасать город и прогнать печенегов.
«Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о перенесенном от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир».



Tags: Арт, Россия - Век XIX, Россия век XVIII, Славяне, Средневековье
Subscribe

Posts from This Journal “Арт” Tag

promo lenarudenko november 1, 2012 00:23 193
Buy for 10 tokens
Электронные версии моих мистико-исторических детективных романов. Незримого Начала Тень Вышел в издательстве "Вече". Надеюсь, что книга понравится, и её захочется купить на бумаге. Ссылки на Озон и Лабиринт указны в файле. Мистико-исторический детектив. Что таит дар предвидения смерти?…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 147 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →