Кот Ученый (lenarudenko) wrote,
Кот Ученый
lenarudenko

Тайны Миланского двора. Грустная Мадонна


Изабелла Неаполитанская (Арагонская).
По одним источникам это рисунок Леонардо да Винчи, по другим - Джованни Антонио Больтраффио


Итак, продолжение историй о «Тайнах Миланского двора», начало здесь.
Людовико Сфорца, начал править Миланом как регент своего безвольного племянника Джана Галеаццо, который рано пристрастился к выпивке, что было редкостью для благородного юноши эпохи Ренессанса, и поддался «низкой страсти к обоим полам». Принц был «хотя и красив, но очень недалек умом». Говорили, что Людовико Сфорца осознанно потакал порокам своего племянника, чтобы тот не вмешивался в государственные дела.

Супруга Джана Галеаццо – принцесса Изабелла Неаполитанская тяготилась таким положением. Формально она была герцогиней Милана, но фактически хозяйкой во дворце стала Беатриче, супруга герцога Сфорца. Изабелла не намеревалась отказываться от законной власти, она пыталась отстаивать права своего мужа и старалась убедить его взяться за государственные дела, но Галеаццо «не был умен и только повторял то, что супруга говорила ему».

По одной из версий, Изабелла Неаполетанская стала прототипом легендарной Джоконды Леонардо да Винчи.


Джан Галеаццо в образе святого Себастьяна. Один из первых красавцев Италии.
(Рис. Джованни Антонио Больтраффио)


Вероятно, Джан Галеаццо не был олицетворением низменных страстей, которым его пытались выставить летописцы, чтобы польстить потомкам Людовико Сфорца.

«Две гордых королевы» во дворце поначалу пытались поладить. Веселая Беатриче старалась оказывать родственнице свое дружеское расположение и доверие.

Со стороны казалось, что две герцогини подружились, они вместе любили похулиганить, позабыв о правилах этикета. На охоте они часто скакали на перегонки и пугали утонченных дам, проносясь мимо на бешеном скаку.
Людовик Сфорца доброжелательно относился к Изабелле, его забавляли эти проделки.



Людовико Сфорца писал старшей сестре Беатриче об их проделках в Милане, когда две благородные дамы решили сами сходить в город за продуктами: «Во время дождя они, покрыв головы платками, с дюжиной служанок отправились в город за продуктами». В Милане горожанки не носили платки и посмеялись над принцессами, которых не узнали в нарядах простолюдинок. «Моя жена была вне себя от гнева и ответила им так, что казалось, дело закончится потасовкой. Вернувшись, промокшие насквозь и грязные, они являли собой забавное зрелище. Думаю, что если бы вы, Ваша Милость, были здесь, то они бы были еще более расстроены, поскольку вы, при вашей отваге, если бы кто-либо посмел оскорбить их, то сумели бы защитить их всех, и обидчики имели бы дело с вашим кинжалом» - рассказывал герцог старшей сестре жены.

Однако соперничество между принцессами усилилось. Изабелла Неаполитанская не могла сдержать раздражения, замечая, что наряды и украшения Беатриче гораздо богаче, чем у нее. Всеми финансами семьи занимались Людовико Сфорца и его супруга. Беатриче обладала неудержимым тщеславием и любила похвастаться своим богатством.


Набросок Леонардо да Винчи. Предположительно, Изабелла Неаполитанская.

В 1492 году в Милане пошли слухи, которые дошли до Ферранте Неаполитанского, деда Изабеллы. Придворные шептались будто Изабелла пыталась отравить Боццоне - любимого фаворита своего мужа.

Герцог Неаполитанский пришел в ярость от клеветы на любимую внучку. Он написал, что давно следовало бы отравить Боццоне-негодника, и во всем виноват герцог Людовико Сфорца, который должен был сразу прогнать содомита, а не потакать подобным непристойностям во дворце.

Ферранте отправил в Милан послов с требованием соблюдать уважение к его внучке, эти переговоры закончились словесной перебранкой между Людовико Сфорца и послами.


Изабелла Неаполитанская (Арагонская) в образе святой мученицы (Рис. Джованни Антонио Больтраффио).
Непростая судьба Изабеллы Неаполитанской стала символом мученичества. Художники, восхищаясь смелостью и силой характера Изабеллы, изображали ее в образе мучениц или печальных Мадонн с рыжими волосами.



Для сравнения знаменитая "Мона Лиза"

После рождения у Людовика и Беатриче наследника положение Изабеллы Неаполетанской ухудшилось. Людовико и Беатриче позиционировали своего сына как будущего правителя герцогства Миланского.

Изабелла написала своему отцу Альфонсо Калабрийскому письмо, в котором просила помощи.
«Уже столько лет, отец мой, как вы отдали меня за Джан Галеаццо с тем условием, что когда он возмужает, то будет править самостоятельно, подобно тому, как правил его отец Галеаццо, его дед Франческо и все его предки Висконти. Но хотя теперь он повзрослел и уже стал отцом, он по-прежнему не имеет власти в собственном герцогстве и даже самое необходимое получает лишь после неоднократных просьб от Людовико и его министров. Вся власть в руках Людовико, тогда как мы, лишенные денежных средств, ведем жизнь обычных граждан… Недавно его жена родила сына, и все говорят, что он намерен сделать его графом Павии, чтобы затем его сын смог унаследовать герцогство.

Все почести воздаются его матери, в то время как с нами и нашими детьми обращаются с презрением. Мы рискуем своими жизнями, оставаясь в его власти, поскольку он способен втайне избавиться от нас, с тем чтобы положить конец существующей вражде, и я могу остаться одинокой вдовой, лишенной какой-либо поддержки. У меня есть смелость и ум: народ сочувствует мне и жалеет меня, тогда как его ненавидит и проклинает, поскольку он грабит подданных вследствие своей жажды золота; но я вынуждена подчиняться силе и сносить всевозможные оскорбления. Я не могу говорить открыто, поскольку назначенные им слуги доносят ему обо всем.


Изабелла Неаполитанская в образе печальной Мадонны.
(Рис. Джованни Антонио Больтраффио)


И если отцовские чувства, если любовь ко мне, если мои праведные слезы могут тронуть вас, если в вас есть сколько-нибудь королевского величия, то спасите вашу дочь и вашего зятя от рабства и оскорблений, верните им власть, которой их хитростью лишили. Если же вы вовсе не заботитесь обо мне, то я скорее сама покончу с собой, чем подчинюсь чужому ярму, что является для меня большим злом, нежели позволить другому узурпировать мои права».

Письмо герцогини вызвало негодование среди монархов Европы и стало причиной многих раздоров. Однако прямо поссориться со Сфорца никто не пожелал.

Джан Галеаццо скончался в 25 лет в 1494 году. Он тяжело заболел и умер, когда они с супругой отдыхали в Павии – любимом имении Изабеллы. Они любили совершать романтические прогулки верхом сидя на одной лошади.

По одной из версий Джан Галеаццо был отравлен мышьяком по приказу дяди, но противники этой теории возражают, указывая, на симптомы болезни и образ жизни покойного.
«Жестокость, в любых ее проявлениях, была совершенно чужда натуре Людовико» - отмечают летописцы.


Король Франции Карл VIII у постели умирающего Джана Галеаццо
(Filippo Pelagio Palagi)


В последние дни жизни Джан Галеаццо прощался с родными и близкими, спрашивая простодушно, будут ли они скучать по нему. Король Франции Карл VIII приезжал в Павию навестить Галеаццо, который был его кузеном. Говорили, что Изабелла, знала о намерениях Карла напасть на ее родной Неаполь, упала к нему в ноги, умоляя пощадить. Король был растроган и пообещал сохранить от разорения ее родные края. Действительно, Карл VIII вошел в Неаполь без единого удара копья, но ненадолго. Через год брат Изабеллы - Фердинанд II отвоевал Неаполь.

На следующий день после смерти Джана Галеаццо его дядюшка Людовико Сфорца провозгласил себя правителем Милана.
Во время похорон Джана Галеаццо к алтарю, где был установлен гроб с покойным, кто-то подбросил эпиграммы, обвиняющие Людовика Сфорца в отравлении племянника.

Беатриче проявила сострадание к горю вдовы, она лично встретила Изабеллу по дороге в Милан. В знак почтения Беатриче вышла из своей кареты и пересела в карету родственницы. Современники рассказывали, что она разрыдалась вместе с вдовой.


Мадонна Лита работы Леонардо да Винчи.
Предположительно, Изабелла Неаполитанская.
По одной из версий, Изабелла Неаполитанская после смерти мужа вступила в морганатический брак с Леонардо да Винчи и даже родила детей.


«Вид плачущей герцогини с тремя ее маленькими детьми, одетой в грубое платье, подобное одеянию монахини, расплавил бы даже камень» - писал придворный шут Бароне.

Вдова решила остаться в Милане вместе с детьми, ожидая лучших времен…

Продолжение следует...


Tags: Арт, Италия, Легендарные личности, Милан, Монархи Европы, Эпоха Возрождения
Subscribe

Posts from This Journal “Монархи Европы” Tag

promo lenarudenko november 1, 2012 00:23 193
Buy for 10 tokens
Электронные версии моих мистико-исторических детективных романов. Незримого Начала Тень Вышел в издательстве "Вече". Надеюсь, что книга понравится, и её захочется купить на бумаге. Ссылки на Озон и Лабиринт указны в файле. Мистико-исторический детектив. Что таит дар предвидения смерти?…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →