Кот Ученый (lenarudenko) wrote,
Кот Ученый
lenarudenko

Проклятые короли 19 века. Сын Наполеона Бонапарта

История проклятья французских королей средневековья очень популярна. А ведь судьбы королей Франции 19 века тоже складывались весьма печально. Хочу постепенно создать цикл историй о Проклятых королях 19 столетия.
Начну с истории младшего Наполеона - сына Наполеона Бонапарта – он же он же Франц, герцог Рейхштадтский. Не будучи официально коронованным он получил титул Наполеона II.


Наполеон II на смертном одре (1832 год), погребен в Вене. В 1940 году по приказу Гитлера тело принца было перевезено в парижский "Дом инвалидов" (где в 1840 году - 100 лет назад был похоронен Наполеон I).

В конце 19 века образ принца привлек внимание драматурга Эдмона Ростана, который написал пьесу в стихах «Орленок». В стихах Ростана эмоционально рассказана история Франца-Наполеона, который несмотря на свое благородное происхождение стал узником при австрийском дворе. «О, если бы в себя я мог поверить...» - вздыхает принц.

В истории Ростана присутствует мистицизм, принц видит призраки погибших солдат наполеоновских сражений. Франц-Наполеон не боится разговора с ними, чувствуя вину за бедствия войны, которые принес его отец. Снова неисчезающая тема в веках – проклятье войнам во веки! Проклятье, которое отец навлек на своего сына – эту легенду представил Ростан в своей пьесе «Орленок».


Несравненная Сара Бернар в роли мистического принца. Актрисе 56 лет.

Принц рос при австрийском дворе в изгнании, он восхищался своим отцом и мечтал о великих делах, которым не дано было осуществиться. Наполеон младший умер молодым в возрасте 21 года, говорили, что он был отравлен. Правящие власти опасались, что юный Франц-Наполеон может заручиться влиятельной поддержкой и тогда, кто знает – как повернется колесо истории…

В стихах Ростана эмоционально звучит история царственного пленника.
«О Боже мой, не пленник я, но... но...
Не пленник... но! вот формула, вот термин.
Не пленник я, но — вечно окружен
Ненужными, несносными людьми...
Не пленник я, но — если мне угодно
Ступить хоть шаг в аллеях дальних парка —
Из каждого листа глядит уж глаз...
Не пленник я, но — если кто захочет
Со мною говорить — сию минуту
У скважины замочной чье-то ухо
Является. Не пленник я, о нет!
Но стоит мне верхом поехать — всюду
Надзор незримый следует за мной.
Не пленник я, но — письма я свои
Вторым читаю.
Но... к моим дверям
Лакея каждой ночью приставляют!»



Принц в детстве

Франц-Наполеон в пьесе предстает в печальном гамлетовском образе.
Несправедливой может быть вражда...
К тому ж нападки этой книги — пусты.
Здесь говорят о яде злой Локусты,
О том, что у меня враги вокруг,
О том, что я от яду умираю,
Но я б хотел сказать родному краю,
Что далеко прекрасней мой недуг.
Не мелодрама здесь, и не отравой
Рейхштадтский герцог здесь томим...
Я болен — болен именем своим,
Звучащим грозной и могучей славой!
В нем пушек гром, в нем звон колоколов,
Оно звучит и шлет укор упорный
Ничтожеству и слабости позорной
Души моей — и я рыдать готов.
…О, жаждать новые прибавить главы
К истории его побед и славы...
И лишь мечтать о том, что так светло,
Прижав к стеклу горящее чело!


Вроде бы обычная история принца без власти и короны, у которого остались только мечты.
…Я, без титула, без власти,
Без государства, только жалкий призрак,
Рейхштадтский герцог, грустно и печально
Под липами австрийскими бродящий,
Чертя на их коре родное имя...




Но… постепенно зрителю раскрывается другая история. Принц забывает свои юношеские мечты.
Друг Франца-Наполеона – бывалый солдат Фламбо, который знал его отца, пытается помочь принцу бежать во Францию, но безуспешно. Фламбо, не вынеся позора, убивает себя. Друг умирает на руках принца. Франц-Наполеон, говорит умирающему, находящемуся в предсмертном бреду, что тот погиб на поле сражения, и их армия победила…

После смерти друга принца преследуют видения - сотни погибших в войнах по вине его отца. Франц-Наполеон ведет с ними беседы.

И могли мы думать,
Что немы битвой взрытые поля...
Но громко, громко говорит земля,
И как морские волны
Бросают прочь, тревогой страшной полны,
Людей погибших синие тела —
Так мертвые приходят вновь на землю, —
И с ужасом я их стенаньям внемлю...

…Призраки с кровавыми глазами,
Я в ужасе склоняюсь перед вами,
Но... ведь зато все ваши имена
Покрыты блеском вечно юной славы,
И, как победы крики, величавы...


Принц искренне сострадает погибшим, ощущая их боль. Будто расплачиваясь за зло своего отца.
О Боже, Боже...
Вы, бедные, родные имена...
Вы кровью славу добыли — и что же? Не вам, не вам достанется она!..

… О, страшно мне... Ты, жатва роковая,
Ты, груда тел убитых здесь в бою,
Моим очам являешься, взывая
Отмстить за жизнь погибшую твою.
Простите мне, молю у вас пощады!
О да, я вижу, вижу ваши взгляды,
Твою, старик, я вижу седину,
Твою, о, мальчик, нежную весну...
Все гибло здесь... Простите мне, простите!..
Но вы ко мне толпитесь в тишине...
Но вы сказать хотите что-то мне...
О Боже мой, что вы сказать хотите?
Меня страшит ваш беспощадный взор...



Наполеон-старший

Призраки не проявляют ненависти к молодому Францу-Наполеону, они хотят лишь вечного покоя, избавления от страданий. Принц чувствует, что за злодеяния отца придется ему расплатиться жизнью. Только эта жертва поможет погибшим воинам обрести вечный покой.
Благодарю! О, дорогие тени,
Я перед вами преклоню колени...
Но понял я, на что я обречен:
Мне суждено быть жертвой искупленья,
Хочу страдать, хочу страдать за вас,
И каждый день, и каждый новый час
За вас нести горячие моленья...
Я видел смерть и кровь несчетных ран,
Да, был и я на поле смертной битвы...
И вот теперь белеющий туман
Скрывает все под облаком молитвы.
Несется к небу этот фимиам...
За все страданья и за жертвы ваши,
И я хочу коснуться этой чаши,
И буду жертвой, возданною вам…



Эдмон Ростан


И в следующем заключительном акте пьесы печальное пояснение автора:
«При поднятии занавеса герцог сидит на краю постели. Он страшно изменился, его лицо похудело; белокурые волосы, которых давно не подстригали, падают слишком длинными прядями. Oн весь дрожит и печально кутается в большой плащ, служащий ему халатом; на шее у него в три ряда обвязан галстук из мягкого батиста. Под плащом у него белые рейтузы; жилета нет, его исхудалое тело теряется в складках рубашки, прозрачные руки потеряны совсем в плиссированных манжетах. Он пристально смотрит вперед. В углу комнаты доктор и генерал Гартман, старый служака, состоящий при герцоге, тихо разговаривают стоя. Дверь в глубину приотворяется, таинственно пропуская желтый и дрожащий свет…»

Принц умирает…



Пьеса «Орленок» очаровала Марину Цветаеву, которая посвятила принцу цикл своих романтических стихов.

Расставание
Твой конь, как прежде, вихрем скачет
По парку позднею порой...
Но в сердце тень, и сердце плачет,
Мой принц, мой мальчик, мой герой.

Мне шепчет голос без названья:
- "Ах, гнета грезы - не снести!"
Пред вечной тайной расставанья
Прими, о принц, мое прости.

О сыне Божьем эти строфы:
Он, вечно-светел, вечно-юн,
Купил бессмертье днем Голгофы,
Твоей Голгофой был Шенбрунн.

Звучали мне призывом Бога
Твоих крестин колокола...
Я отдала тебе - так много!
Я слишком много отдала!

Теперь мой дух почти спокоен,
Его укором не смущай...
Прощай, тоской сраженный воин,
Орленок раненый, прощай!

Ты был мой бред светло-немудрый,
Ты сон, каких не будет вновь...
Прощай, мой герцог светлокудрый,
Моя великая любовь!


Стук в дверь
Сердце дремлет, но сердце так чутко,
Помнит все: и блаженство, и боль.
Те лучи догорели давно ль?
Как забыть тебя, грустный малютка,
Синеглазый малютка король?
Ты, как прежде, бредешь чрез аллею,
Неуступчив, надменен и дик;
На кудрях — золотящийся блик...
Я молчу, я смущенно не смею
Заглянуть тебе в гаснущий лик.
Я из тех, о мой горестный мальчик,
Что с рожденья не здесь и не там.
О, внемли запоздалым мольбам!
Почему ты с улыбкою пальчик
Приложил осторожно к губам?
В бесконечность ступень поманила,
Но, увы, обманула ступень:
Бесконечность окончилась в день!
Я для тени тебе изменила,
Изменила для тени мне тень.


О принце остались только легенды.



По воспоминаниям гувернера: «Он развивал свою память, уча наизусть фрагменты из „Генриады“, трагедий Корнеля и Расина. Особенно поразил его зрелый гений Корнеля, но, вообще, он был маловосприимчив к красоте поэзии, ценил только истину (всегда „правда“!) и возвышенные помыслы…

…Недоверчивый, возможно, из-за своего положения, которое весьма здраво оценивал, он направлял на людей пристальный, испытующий взгляд, умел склонить их к разговору, наблюдать за ними и распознавать».



Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще - Мои мистико-приключенческие детективы


Tags: #Легендарные личности, #Мистические истории, #Монархи Европы, Проклятья, Франция
Subscribe

Posts from This Journal “Проклятья” Tag

  • Проклятые президенты

    О проклятьях и магии индейцев сложено немало страшных рассказов. Горе тому, кто вызовет гнев вождей и шаманов древних народов. В американской истории…

  • Мистические картины Ивана Крамского

    Среди картин, с которыми связаны мистические легенды, хочется отметить полотна художника Ивана Крамского. Его работы были высоко оценены…

  • Легенды Шекспира. Ричард III кровавый и уродливый

    Продолжая тему легенд Шекспира. Королю Ричарду III Глостеру поэт посвятил свою пьесу и представил его в образе коварного злодея, в котором слились…

  • Проклятье фараона Тутанхамона

    16 февраля 1923 года археолог Говард Картер и его спутники вошли в погребальную комнату гробницы фараона Тутанхамона, которую обнаружили осенью 1922…

  • Проклятые короли 19 века

    Век 19 - казалось бы иная эпоха. Время проклятий, суеверий осталось в прошлом. Однако корона от французских королей в 19 веке постоянно ускользала.…

  • Роковой алмаз Санси для роковой Авроры

    Еще об истории знаменитых бриллиантов. Кстати, в этой теме у нас спец id77. Об Авроре Шернваль, я уже писала в посте Проклятье Авроры.…

  • Эрик XIV - шведский король-безумец

    Продолжаю рассказ о легендах Стокгольма, начатую в прошлом посте... Мудрый король Густав I, видя жестокий нрав своего старшего сына Эрика, решил…

  • Князь Феликс - убийца Распутина

    Распутина князь Феликс считал исчадием ада, избавление от которого станет спасением для России. Юсупов злился и ужасался, как быстро росло влияние…

  • Проклятые королевы. Александра Федоровна - дама крестовая

    Предыдущие "проклятья королев": Императрица Сисси - дама червовая, Мария-Антуанетта - дама бубновая, Мария Стюарт - дама пик. Александра…

promo lenarudenko november 1, 2012 00:23 193
Buy for 10 tokens
Электронные версии моих мистико-исторических детективных романов. Незримого Начала Тень Вышел в издательстве "Вече". Надеюсь, что книга понравится, и её захочется купить на бумаге. Ссылки на Озон и Лабиринт указны в файле. Мистико-исторический детектив. Что таит дар предвидения смерти?…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments