Кот Ученый (lenarudenko) wrote,
Кот Ученый
lenarudenko

Categories:

Белый бал в Шереметевском дворце

Бальная традиция продолжается и в наши дни. Организатор PR-агентство "Королевские игры" проводит балы каждый сезон. Этот зимний танцевальный вечер получил название «Белый бал», но дресс-код не требовал только светлые наряды. Тематикой вечера стали «Четыре сезона», гостьям предлагалось выбрать наряд в стиле любого времени года. Гостем мог стать любой желающий.

P1020072
"Белый бал" (фото мои)

Итак, очень много моих бальных фото с впечатлениями и экскурс в историю, чтобы создать соответствующее настроение.

P1010914

Зал Шереметевского дворца перед балом. Люблю наблюдать за приготовлениями к празднику, как все суетятся, стараются, чтобы гостям было интересно и комфортно. Пустой зал, и вот через минуты появятся нарядные гости.

P1010909
Курсанты репетируют вынос штандартов королев - у каждого сезона будет своя королева бала. Надо отметить, курсанты также танцевали на балу и произвели особое впечатление на присутствующих дам.

P1010932
Леди в красном - директор PR агентства "Королевские игры", организатор бала Марина Король.

P1010938
За роялем музыкальный руководитель бала Лариса Габитова

P1020034
Прекрасные дамы бального вечера.
Солистка Мариинского театра Светлана Киселева, Лариса Габитова и Марина Король

Гостей также порадовали своимb выступлениями лауреаты международных конкурсов Наталья Удалова, Яна Иванова, итальянский скрипач Фабио Пирола, Иван Сапунов, Анна Шульгина и ансамбль цыганской песни "Красная роза".

P1010958
Наконец, гости входят в зал

P1010956
Кавалеры приглашают

Добавлю немного истории 19 века.
"Пред открытием танцев молодые люди ангажеруют дам. Те из них, которые нетвердо знают фигуры танца, должны отказаться от него или, по крайней мере, становиться во вторых парах"
До наших дней правила изменились, и приглашение обычно происходит именно перед танцем.

P1010953

P1010950

P1010961

Манеры гостей вполне соответствовали этикету 19 века:
"Хозяин бала, хотя и без всякой претензии на изысканность, требует от гостей своих, чтобы они исполняли правила, принятые хорошим обществом, как условие, необходимое для всеобщего удовольствия, тем более что всякий неловкий поступок, некоторым образом компрометируя хозяина, первому ему делает неприятность".

P1010922

P1010963

P1010976

P1010974

P1010967

Танцевальная программа современного "Белого бала" была насыщенной, гостям не пришлось скучать. Танцев и музыки было много:

Полонез
Падеграс
Медленный вальс
Лендлер
Вальс-контрданс
Русский - лирический
Вальс герцога Кентского
Кадриль русская с вальсом
Испанский вальс
Вальс-мазурка
Риверсайд

Шведский маскарад
Па де труа Ф Моллика
Ива три степ
Большой фигурный вальс
Берлинская полька
Галоп с вариациями
Кембриджский вальс
Дэшинг уайт сарджент
Богемская полька
Фигурный вальс

Мазурка 5 па
Эстонский вальс
Вальс-гавот
Полонез-мазурка
Прихоть мистера Бевериджа
Венгерский бальный
Па де труа гавликовский
Кадриль летучая мышь
Вальс венский

P1010966

P1010978

Многие гости серьезно готовились к празднику и посещали танцклассы Идем на бал

P1020083

P1010979
Для гостей танец из балета "Эсмеральда"

P1010986
Открытие бала - торжественный полонез, когда гости парами проходят по залу

Полонез был традиционным первым танцем на балах со времен правления Павла I, который называл его «рыцарским танцем».

А в 19 веке полонез стал шествием по комнатам дома, так радушный хозяин желал показать гостям убранство своего жилища.

P1010988

P1010997


Еще из истории. В 19 веке император открывал придворный бал в паре с самой знатной дамой, за ним следовала императрица в паре с родственником императора. Если император был на балу в гостях, то он открывал бал в паре с хозяйкой дома, а императрица шла в паре с хозяином.
Дочь Николая I - Ольга Николаевна вспоминала: «Папa открывал бал полонезом, ведя старшую чином даму дипломатического корпуса. В то время это была прелестная графиня Долли Фикельмон, жена австрийского посланника. За ними шли мама с дядей Михаилом, затем я, под руку с графом Литта. Он был обер-камергером…»

P1010998

P1010992

По воспоминаниям Н. В. Сушкова кавалеры могли во время полонеза «отбить» даму у соперника:
«…непопавшие в польский мужчины один за другим останавливают первую пару и, хлопнув в ладоши, отбивают даму; кавалеры отвоеванных дам достаются следующим, переходя от одной к другой, а кавалер последней пары остается в одиночестве. Иной стоически переносит остракизм и отправляется в боскет или к одному из карточных столов отдохнуть от своего подвига, а иной, преследуемый обидными со всех сторон словами: устал!, в отставку!, на покой!, отчаянно бежит к первой паре и отбивает даму»

P1010991

P1010990

Писатель Т. Готье с восхищением писал о полонезе на русских балах при Александре II, отмечая мастерство изящного шага гостей:
«Наверное, не так-то просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, под огнем тысячи глаз, с такой легкостью становящихся ироничными: здесь видны как на ладони самая малая неуклюжесть в движениях, самая легкая неуверенность в ногах, самое неуловимое непопадание в такт. Военная выправка спасает многих, но какая трудность для дам! Однако большинство превосходно выходят из положения, и о многих из них можно сказать: «Et vera incessu patuit dea» (Слова римского поэта Вергилия: «Богиню видно по походке»).

Женщины шествуют под перьями, цветами, брильянтами, скромно опустив глаза или блуждая ими с видом совершенной невинности, легким движением тела или пристукиванием каблука управляя волнами шелка и кружев своих платьев, обмахиваясь веерами так же непринужденно, как если бы они прогуливались в одиночестве по аллее парка. Пройти с благородством, изяществом и простотой, когда со всех сторон на вас смотрят! Даже большим актрисам не всегда это удавалось!»


P1010999

P1020002

P1020005

P1020003

В 19 веке хозяева бала следовали определенным правилам:
«Когда хотят сделать у себя танцы, хозяин или хозяйка едут, за несколько дней до вечера, приглашать своих знакомых, или посылают к ним письма, в которых, если зовут на вечер без церемонии, прибавляют: "запросто". Это для того, чтобы дамы могли одеться приличным образом.

Если хозяин пригласил кого на свой вечер, то обязан не ставить его ниже других; но приятно ли ему сравнить с другими, достойными своими знакомыми того, кто ведет себя неприличным образом, по дерзости ли, по невниманию или, наконец, по незнанию — это почти все равно: невежество останется всегда невежеством»
(Правила этикета 19 века).

Приглашения на бал также могли отправлены письмом с «бальным билетом». Приглашенные сразу давали ответ – согласие или вежливый отказ с пояснением причин.

P1020012

P1020009

Иногда родственники юных барышень обращались к кавалерам с просьбой потанцевать с дочерью или подопечной, и кавалеры не могли отказать, если еще не пригласили на танец другую даму.
«Меня уверяли, что если девушка пропускает танцы или на какой-нибудь не ангажирована, то это непременно ведет к каким-то заключениям. Правда ли это? Уж не оттого ли иные mamans беспрестанно ходили по кавалерам, особенно приезжим офицерам, и приглашали их танцевать с дочерьми: "Батюшка, с моею-то потанцуй"» - писал С. П. Жихарев.

P1020006

P1020004

К счастью, в наши дни с приглашениями все гораздо проще.

P1020013
И вот внесли штандарты королев бала

P1020015
Дамы "определились" - к какому времени года относится их наряд и встали под знамена.
Чтобы никому не было обидно, тянули жребий. Кому достался счастливый билет - та королева.

P1020017

P1020021
Пока дамы тянули жребий, их кавалеры ждали

P1020022
И дождались

P1020023
Королевы бала выбраны

P1020024

P1020071
И снова начались танцы

Очень удобно для новичков, на "Белом балу" нам сначала рассказывали о движении танца и репетировали медленно, а потом уже начинали танцевать под музыку в нужном ритме. Еще помогали опытные танцоры, кружившееся рядом, за ними можно было наблюдать и повторять движения.

P1020066

P1020064
Леди в белом - гость детского бала Валентина Максименко - представитель благотворительной организации "Светлица"

Снова немного истории по бальной теме 19 века. Гостям на балу следовало быть приветливыми в беседе, но не навязчивыми. Начинать деловые разговоры во время праздничного вечера считалось дурным тоном.

В ироничной форме правила общения дамы на балу описаны П. А. Муханова «Сборы на бал», матушка учит дочь приветливым манерам:
«Мне надоело 12 лет сряду возить тебя на балы без всякой пользы. Ты приедешь, сядешь в угол, повесишь нос, нахмуришь брови, когда к тебе подходят; не скажешь двух слов, не можешь попросить кавалера сесть возле тебя, не можешь заговорить с ним о танцах, спросить, с кем он танцует котильон: тогда иной, может быть, из учтивости попросил бы тебя танцевать с ним. Граф Чванов подошел к тебе — ты отвечала ему так сухо, что он повернулся и ушел, а, может быть, он имел на тебя виды. Князь Блестов смотрел на тебя в лорнет, верно, с намерением; а ты не поправилась, не только не подняла головы, но глаза опустила, точно как провинциалка. Миленов позвал тебя на польский, может быть, с тем, чтоб изъясниться: ты пошла как будто поневоле и, верно, не открыла рта, не сказала ему ничего приятного, привлекательного».

P1020063

P1020060

Поддержать беседу во время танца было обязательным. Вспоминаются мемуары Агаты Кристи, когда она в юности танцевала на балах и никак не могла побороть свою робость. Однажды один из кавалеров сказал ее матушке «Вы научили вашу дочь прекрасно танцевать, и будет еще лучше, если вы научите ее говорить». По-моему, это кавалер оказался "не джентельмен", так как позволил себе высказать замечание о манерах леди.

P1020053

P1020052

Важным бальным атрибутом 19 века была книжечка, в которую дама записывала имена кавалеров, пригласивших ее на танцы, чтобы случайно по забывчивости не пообещать один и тот же танец двум поклонникам.
«На парижских балах дамы, не ангажированные на танцы, называются disponibles; танцующие же — actives; последние носят обыкновенно за поясом своим, кроме веера, маленькую книжечку, где записываются танцы, на которые ангажируют танцующих дам».
У самых популярных дам книжечка была расписана в первые минуты начала бала. Однако хвастать своими успехами перед другими гостями считалось дурным тоном.

P1020050

P1020048


Этикет 19 века предусматривал и конфузы на балу, когда партнеры падали во время танца.
«Кто уронит даму на танцевальном вечеру, должен извиниться перед ней сейчас же; отвести ее на место; справиться о ее здоровье; не нуждается ли она в какой-либо помощи, если нуждается, то наша обязанность способствовать, чтобы сейчас помощь была оказана, кроме того, чтобы загладить окончательно свою медвежью ловкость, вы должны, даже обязаны сделать ей визит на другой же день, но Боже вас сохрани упоминать о том, что вы приехали загладить свою ошибку, с извинением, а постарайтесь, чтобы и она не упоминала о происшедшем…» (Настольная книга для молодых людей, составленная по руководствам артистов Императорских театров московским учителем танцев)

P1020046

P1020045
Рядом с бальным залом была уютная комната, где можно отдохнуть

P1020040
Дама Лариса, как гостья из 19 века

P1020038-1

P1020029


На "Белом балу" гости танцевали прекрасно, новички сразу включались в танец, а опытные танцоры им помогали.
Все как по правилам 19 века:
"Когда начнутся танцы, всякий порядочный человек танцует просто, с благородной грациею, не выказывая своего искусства. Кто станет в обыкновенной кадрили делать скачки и антраша, тот будет предметом смеха и образцом оригинальности".

P1020028

P1020027
Эти танцоры задавали тон балу весь вечер, гости из Москвы

P1020140
К гостям приехали веселые цыгане

P1020141

P1010892
А жаждущие дегустировали чай

Тоже по правилам этикета, как в былые времена. «На бале у банкира, поставщика или богатого управляющего трудно утолить жажду. Требование или похищение стакана лимонада или аршата* не причтется невежливости».
*Аршат - холодный кофе (прим.)

P1020125

P1020123

P1020113

С просьбой уделить танец скучающим дамам мог обратиться и хозяин дома, и гость не мог ему отказать.
«Хозяин должен наблюдать, чтобы все дамы танцевали, и упрашивать снисходительных кавалеров, чтоб подымали тех, которые просидели бы целый век в креслах, как жемчужины в раковинах. Все дарование состоит в том, чтоб разделить безобидно танцевальную ту работу» - «Правила светского обхождения и вежливости» 19 века.

Кавалеру нельзя было находиться в стороне, если в зале оставались не танцующие дамы.
«Было немыслимо, чтобы кто-либо из присутствовавших молодых мужчин позволил себе не танцевать; не пригласить к танцам оставшуюся без кавалеров даму считалось невежливостию» - Из воспоминаний Г.И. Мешкова.

Так и на современном балу организаторы старались, чтобы никто не скучал.

P1020112

P1020107

P1020100

P1020099

P1020097

Среди танцев современного "Белого бала" была мазурка, сложный танец для новичка, поэтому танцевали в основном опытные пары.
Хотелось бы научиться танцевать мазурку, любимый танец в 19 веке:
«Мазурка была таким замечательным танцем особенно оттого, что выявляла те свойства мужчин и женщин, которыми они наиболее привлекали друг друга. Каждый играл свою роль: дама легко неслась вперед, и самый поворот ее головы, так как ей приходилось смотреть на кавалера через свое приподнятое плечо, придавал ей дразнящую ауру непостижимости, в то время как вся инициатива танца оставалась в руках кавалера. Он ее мчал вперед, то щелкая шпорами, то кружа ее, то падая на одно колено и заставляя ее танцевать вокруг себя, выказывая свою ловкость и воображение, способность себя показать и управлять ее волей» (О. Ильина).

P1020095

P1020093

В традициях бала гостям был предложен фуршет, а потом танцы снова продолжились. Когда вечер подошел к концу, гости не торопились расходиться и просили еще танец. Просьбы были выполнены, и пары кружились еще в двух танцах.

P1020090

P1020089

P1020091

На балу не обошлось без Золушки, даже нескольких Золушек. Некоторые дамы забыли свои бальные туфли, а кто-то перепутал сапоги. Значит, бал особенно удался!

P1020084

P1020080

«Белый бал» завершен, и всем желающим пора готовиться к Весеннему балу.

И еще "много меня" в интерьерах дворца перед балом. Ради этого вечера я даже принарядилась в вечернее платье в пол, решилась. Кстати, наряд и интерьеры дворца позволяют почувствовать себя настоящей леди.

P1010674
Вот я какая! Перед балом

P1010784
Еще нам организовали экскурсию по дворцу, об этом тоже напишу

P1010678

U0Bf4TSUyl4


А еще был детский бал, на котором я тоже побывала, и об этом в следующем посте. Традиция детских балов появилась в 19 веке. Упоминание есть в поэме "Евгений Онегин" Пушкина:
"Там будет бал, там детский праздник.
Куда поскачет мой проказник?"

Мне повезло больше, чем герою Пушкина, я успела и на бал и на детский праздник.

Обновления блога в моем паблике вконтакте

Мой facebook, Мой instagram


Tags: Балы - четыре сезона, Медиа, Петербург, Россия - Век XIX, Традиции
Subscribe
promo lenarudenko november 1, 2012 00:23 194
Buy for 10 tokens
Электронные версии моих мистико-исторических детективных романов. Незримого Начала Тень Вышел в издательстве "Вече". Надеюсь, что книга понравится, и её захочется купить на бумаге. Ссылки на Озон и Лабиринт указны в файле. Мистико-исторический детектив. Что таит дар предвидения смерти?…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 99 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →